Форма входа

Что ищем?

Календурь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

baner

Новини західної України

ShiftCMS.net - Каталог сайтів Львова

depositfiles



UA-file

 

Синхронизация t

Погода во Львове





Среда, 24.04.2024, 03:43
Приветствую Вас Гость | RSS
ptichkablack
Главная | Регистрация | Вход
Лоскутное шитье. Пэчворк


Колтакова Людмила Васильевна, учитель технологии


Основная цель работы заключается в том, чтобы научить девочек выполнять различные аппликации и изделия в стиле «Пэчворк».

Из цели вытекают задачи: ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, ознакомиться с инструментами и материалами применяемыми при работе, изучить технологии изготовления изделий в различных техниках, научиться подбирать лоскуты по цвету, изготовить изделие.

Учащиеся с большим удовольствием выполняют эту работу, начиная с 5 класса. Сначала они изготавливают небольшую салфетку или прихватку в стиле «Пэчворк». Для этого я предлагаю им самим разработать свой квилт, который состоит из квадратов и треугольников. Девочки успешно выполняют эту работу. Нравится им украшать свои изделия аппликацией. Во время урока я рассказываю им, что аппликация представляет собой декоративный элемент в виде произвольного узора, вырезанного из одного материала и нашитого вручную или настроченного на другой, который является фоном для аппликации.

Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме.

В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом. Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей, например ризы, балдахины, а также использовали для оформления интерьера, аппликацией украшали покрывала, подушки, занавески и т. д.

Красивыми аппликациями, которые крепились при помощи пышной вышивки и строчки украшались шатры, знамена повелителей государств и полководцев в военных походах.

С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов. Их нашивали на юбки – поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы. Используя для этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.

Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев.

Они являются отличительной особенностью детской одежды.

Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях подушках, ковриках ит.д.

Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли.

Аппликация выполняется из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением нитей в тканях.

Соединение аппликации с основной тканью можно производить различными стежками:

  • Ручные – назад иголку, стебельчатым, тамбурным, крест и полукрест, козлик, краевой обметочный.
  • Машинными – прямая строчка, зигзагообразная, гладьевой валик, краевой обметочный. Декоративные строчки.

Прямые машинные и зигзагообразные строчки выполняются на обычной многофункциональной машине. Остальные выполняются на машине стежками для вышивания.

Аппликацию можно предварительно приметать швом вперед иголку.

Способом защиты срезов элементов аппликации и придания им большей прочности является их укрепление при помощи клеевой прокладки. Можно делать из плотного дублерина при помощи термообработки.

Сейчас в магазинах продают термоаппликации, которые приклеиваются к основному фону утюгом.

Приемы перевода рисунка

  1. Наложить кальку на рисунок и перевести его, предварительно закрепив булавками.
  2. Перевести через копировальную бумагу.

После чего рисунок вырезать и обвести по контуру на ткань. Полученную аппликацию вырезают по контуру и наметывают к изделию. Далее обрабатывают срезы на машинке или вручную.

Для создания выпуклости под аппликацию подкладывают синтепон или ватин и т. д.

Текущий инструктаж

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, иглами, утюгом.

Практическая работа по изготовлению прихватки с аппликацией

Выполняется четыре вида аппликации: Термоаппликация из карандашей полицвет, термоаппликация при помощи полиэтиленовой пленки, термоаппликация из клеящегося дублерина, аппликация выполненная на швейной машине швом зигзаг.

После чего учащиеся сшивают прихватку или салфетку. Изготовив свое первое изделие, они безумно счастливы, и несут его, скорее в подарок маме или бабушке.

В старших классах работа усложняется, а знания прибавляются, умения вырабатываются. Появляются навыки. Девочки уже безбоязненно берутся за эту работу, стараются выбрать более сложную для них, изучают цветовой круг более подробно, а также таблицу подбора цветов. Приступая к созданию лоскутной части того или иного изделия, продумывают его цветовое решение, которое должно сочетаться с интерьером. Я рассказываю им, что цвета возникают при прохождении белого (солнечного) света через прозрачную треугольную призму. Проходя через нее белый свет, разлагается на цветные лучи (7 основных цветов) за счет преломления каждого цвета под своим углом.

Цвета – это лучи, воздействующие на наше чувство зрения.

Наш глаз способен различать много оттенков отдельных цветов.

Все уловимые тона цветов делятся на:

  1. цвета радуги (спектра) – хроматические;
  2. цвета нейтральные – ахроматические.

Цвета радуги имеют чистую, насыщенную окраску разной интенсивности.

Среди цветов радуги выделяются:

Основные цвета: желтый, красный, синий;

Производные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Производные цвета происходят от сочетания основных цветов.

Нейтральные цвета (ахроматические) представляют собой оттенки серого цвета от белого до черного.

Противопоставляя цвета, указанные в цветовом круге, получаем цветовую гармонию.

Цвета различаются между собой степенью светлоты и по теплоте:

  • Самым светлым является желтый цвет;
  • Самый темный цвет – фиолетовый;
  • Самый теплый цвет – оранжевый;
  • Самый холодный цвет синий. (Цветовые круги см. в Приложении 1 и Приложении 2)

Цвет в изделии играет очень важную роль. Прежде всего, мы замечаем цвет изделия, а затем фасон, ткань и аксессуары.

Следует развивать чувство цвета, чтобы можно было с полной ответственностью судить о гамме цветов в ансамбле изделия.

Искусство подбирать цвета дело не легкое – оно требует определенного запаса знаний, опыта и хорошего вкуса.

Готовясь к уроку, я заранее даю кому-то из девочек задание, чтобы они подготовили небольшой доклад по теме «Пэчворк». Из доклада ученицы они узнают, что создание различных изделий из лоскутков ткани как вид народного творчества приобрело в последнее время большую популярность. Изделия из лоскутков позволяют реализовать стремление украсить дом. Выразить свою индивидуальность в одежде. Приобщаясь к лоскутному шитью, ощущается радость творчества. Изделия из лоскута выполняются руками мастериц, представляют собой произведения народно-декоративно-прикладного искусства, в которых заключена мудрость бережливой хозяйки, умеющей ценить все то, что ее окружает.

Это один из видов декоративно-прикладного искусства с глубокими многовековыми корнями. В музеях всех стран в разные времена встречаются изделия, ставшие истинными произведениями искусства.

Шитье из лоскутов – это отдельная область рукодельного искусства, являющейся одной из старейших областей трудовой деятельности человека. Раскопки древнейших захоронений подтверждают, что предметы лоскутного рукоделия украшали помещения в те далекие времена, делали дома уютными и красивыми. По убранству дома судили о том, хорошим или плохим вкусом владела хозяйка дома. В то время каждая девочка обязана была приготовить себе приданное, по которому определялось ее мастерство изготовления красивых и оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

Пэчворк как вид рукоделия впервые появился в Англии в ХVII Веке, когда туда стали привозить индийские х/б ткани различных расцветок и узоров. Однако, стремясь сократить интересы своих производителей, в 1721 году правительство Англии издало указ, запрещающий привозить индийский ситец и изделия из него. Индийский ситец завозили контрабандой, он стал дефицитен и дорог. Поэтому оставшиеся после раскроя одежды остатки ткани использовали для изготовления предмета интерьера (одеял, покрывал, подушек). Постепенно люди научились комбинировать цвета, фигуры, создавать сложные узоры. Появился вид рукоделия «пэчворк» (patch – лоскуток, work – работа). Пэчворк с переселенцами попал из Европы в Америку и там стал национальным видом декоративно- прикладного искусства.

За последние два столетия мастера пэчворка выработали технологию изготовления лоскутных изделий и разработали множество прекрасных узоров.

В России пэчворком начали заниматься во второй половине ХΙХ века, но он не успел развиться, так как не был обеспечен поддержкой государства и сохранялся усилиями многих мастериц. Традиции русского узора – несложная мозаика из квадратов и треугольников контрастного цвета.

Якуты тоже занимаются этим видом рукоделия с давних времен. Из сукна и кожи изготавливали рукодельницы еще в XIX веке чепраки, сумочки, коврики, украшали одежду.

Единое полотно в технике пэчворк создается по принципу мозаики. Оно состоит из отдельных блоков (узоров), полос (горизонтальных, вертикальных и диагональных), аппликации. Основные условия для создания гармонично красивых изделий - тщательный подбор лоскутков по цвету и рисунку. Традиционный узор ткани используемой для лоскутной техники – мелкий растительный рисунок по цветному или черному фону. В современном пэчворке используются также ткани с крупным фантазийным, живописным рисунком. Нежелательно использовать лоскутки с белым фоном, так как при общем взоре на полотно, они будут выглядеть как дыры. Однотонные ткани применяются как фон для сложных композиций, в виде полос, разделяющих блоки и для каймы.

Лоскутное шитье приобретает развивающийся характер во всем мире. Об этом свидетельствуют различные выставки не только в России, но и за рубежом.

В апреле 2002г, в прекрасном испанском городе Барселона состоялся очередной европейский фестиваль «Пэчворк и квилт-экспо «VΙΙ». Благодаря фирме «Барнина», любезно предоставившей стенд, свои работы смогла показать в Барселоне Вера Щербакова – художник, признанный мастер лоскутного шитья, член творческого Союза художников России, лауреат Всероссийских выставок лоскутного шитья.

Мастера из 28 стран приняли участие в грандиозной экспозиции, развернувшейся во Дворце конгрессов. Фестиваль состоял не только из выставки работ, проводились мастер-классы, был развернут огромный торговый зал. Большинство работ было из США, Франции, Великобритании, Германии. Делегации были внушительны по200-300 человек. Всего около 3000. Работы Японцев отличались особой свежестью. Швейцарская фирма «Бернина» представила для занятий 100 своих специализированных машин вместе с дополнительными приспособлениями – специальными утюгами, гладильными досками с подогревом, раскройными досками, компьютерами и т.д.

Фирма так же показала свои ультрасовременные компьютерные машины: специализированные для лоскутного шитья, вышивальные, оверлоки, разные приспособления. Кроме того, фирма представила серию замечательных небольших выставок под общим названием «Мир красоты», а так же показ лучших моделей одежды, участвовавших в конкурсе фирмы в США.

В 2001 году в городе Иваново проходил Всероссийский фестиваль лоскутного шитья. Многих участников этого фестиваля пригласили с выставкой в Германию. Впервые такой мощный десант с лоскутными произведениями высадился в Европе. Делегация состояла из 20 человек: мастера, художники и искусствоведы из Москвы, Владимира, Казани, Костромы, Липецка, Санкт-Петербурга, Ярославской и Свердловской областей. Все мероприятия проходили в огромном Конгресс-центре Швабской земли, в районе города Штутгарта в мае 2002 года.

В германии национальная гильдия лоскутного шитья существует уже 15 лет, на плановых выставках фестивалях она собирает свои съезды, чтобы решить накопившиеся проблемы, намечать планы на будущее. Они выпускают журнал гильдии. Лоскутницы независимы, существуют на взносы своих членов, хотя не отказываются и от помощи спонсоров. Наша делегация тоже смогла рассказать о себе и показать диа-шоу, где были представлены наши традиции шитья. Наши лоскутницы накупили себе там достаточно много всякой всячины: досок, линеек, ножниц, специальных хитроумных приспособлений и т.д. Многие российские участницы посещали мероприятия фестиваля в одежде, сшитой в лоскутном стиле. Все были хороши – кто в лоскутном сарафане, кто в жакете или жилете, у кого-то специальная лоскутная косынка, сумка. Это вызвало радостную и одобрительную реакцию немецких коллег, среди которых немногие отважились так напрямую следовать «лоскутному стилю» в жизни. Они восхищались нашей смелостью и открытостью, а мы – их отзывчивостью, деликатностью, порядочностью.

В 2007 году на всероссийском фестивале проходил конкурс «лоскутная мозаика России». Этот конкурс проходит один раз в два года. Главное условие конкурса – только авторские произведения. Создание национальной гильдии лоскутного шитья России идет полным ходом, разрабатывается ее устав, собираются необходимые документы, готовятся материалы для сайта в интернете. У наших мастеров есть, что показать миру.

Технология изготовления лоскутного шитья

При работе в технике пэчворк очень важно аккуратно выкроить и сшить отдельные детали, чтобы они были точно подогнаны друг к другу. Для этого используют шаблон – фигура вырезанная из картона, соответствующая по размеру исходной фигуре с одинаковыми припусками на швы по всем сторонам. (см Приложение 3)

Современные мастера пэчворка пользуются технологией ускоренного раскроя из больших кусков ткани с помощью специальных линеек, ножей для вырезания окружностей, дисковых ножей, ножниц и т.д..(см в Приложении 4 и Приложении 5), которые можно выписать наложенным платежем по почте по адресу: 109029, г. Москва, а/я 20 ООО «Абель». Телефон для заказов 674-05-06 или 8-909-169-65-34.

Перечень необходимого для работы:

  1. Ткань. Нам потребуются различные ткани. В связи с тем, что многие ткани могут садиться и линять, рекомендуется перед раскроем выстирать все ткани. Усадка при стирке может доходить до нескольких сантиметров, поэтому при покупке лучше взять ткань с запасом.
  2. Инструменты. Резать можно ножницами или специальным колесиком – это точнее и быстрее. Колесики бывают большие и маленькие (для закруглений), а в последнее время появились модели со сменными насадками, в том числе с зигзагообразной линией.
  3. Линейка. Существует универсальная линейка на которой есть различные размеры и линии, а также отметки для углов 30˚,45˚,60˚, что иногда необходимо при разрезании сшитых полосок под определенным углом (например для звезды).
  4. Калька. Потребуется для перевода шаблонов и выкроек.
  5. Картон для шаблонов. Для переноса деталей пэчворк на шаблоны потребуется кусок простого картона. Сначала копируем шаблоны на кальку, а потом переносят на картон. Если в качестве шаблона нужен треугольник, то его сразу же делают на картоне. Затем шаблоны вырезают.
  6. Копировальная бумага. Через эту бумагу переносится шаблон сразу же на картон под нужный рисунок, и проводим колесиком вдоль линий.
  7. Нитки и пряжа. Для сшивания деталей используют подходящие х/б или синтетические нитки повышенной прочности. Есть еще невидимые нитки для стежки, а также отделочные золотые и серебряные.
  8. Маркер или серебряный карандаш. Для переносов мотива на ткань существуют специальные маркеры. Есть водорастворимые маркеры, следы которых исчезают после стирки, а некоторые оставляют след, который просто исчезает через некоторое время. Такими маркерами лучше переносить небольшие мотивы, которые будут простеганы сразу же. Иначе может случиться так, что линии исчезнут до окончания работы. Если же нужно, чтобы линии не стирались, то стоит взять специальный серебряный карандаш, особенно если ткань однотонная светлая. Получится, что линия стежки как бы подсвечена снизу серебром. При желании эти следы убираются резинкой.
  9. Булавки. Для сбора частей понадобится очень много булавок. Рекомендуется использовать более длинные булавки со стеклянной головкой.
  10. Медные английские булавки гнутые. При скреплении трех слоев (верхняя сторона) можно либо прометать их большими стежками либо сколоть английскими булавками.
  11. Иглы для стежки. Это специальные очень короткие и острые иглы, значительно облегчающие работу.
  12. Рамки и пяльцы для стежки. Для того, чтобы получить красивый узор ткань заправляют в пяльцы или рамки.
  13. Иглы для стежки на швейной машине. Если будем стегать на машине, то нужны специальные иголки, которые не цепляют флизелин при шитье.
  14. Готовая лента для окаймления косым кантом. С ее помощью можно окаймить работу. Узкую полосу оборачивают вокруг среза и просто пришивают.

Совет! - Утюг и гладильная доска всегда должны быть под рукой.

Правила лоскутного шитья

Чтобы ваше изделие, выполненное в лоскутной технике, понравилось, не только вам, но и окружающим вас людям, следует тщательно обдумать план работы. Для этого нужно уметь выбирать ткань, соединять из нее фрагменты- блоки, определиться с этапами изготовления изделия и подбора материала по цветам.

Выбор ткани для работы

Если блоки выкраиваются из ткани в одном стиле с применением определенного подбора количества цветов ткани в блоке, то необходимо иметь достаточное количество ее. Для определения количества ткани нужно знать количество цветов в блоке. Например, панно выполняется из одинаковых блоков в трехцветном решении выполнения лицевой стороны части изделия. Сначала определить ширину и длину изделия в готовом виде – 1,2м х 1,3м. при ширине ткани 90см понадобится две длины т.е. 1,3 х 2= 2,6м с учетом припусков на швы за счет ширины ткани. Затем общая длина делится на три цвета, которые применяются в блоках: 2,6:3= (приблизительно)80см каждого цвета, без учета вставок разделения рамки между мотивами, если они имеются в изделии. Учитывая это, берем 3 метра ткани для верхней стороны изделия и 3 метра ткани одного цвета для нижней части.

Если вам не удалось купить нужную ткань, то ее можно покрасить. Для этого лучше взять белую ткань.

Полезно знать:

  • Для шитья из лоскутков пригодны почти все ткани, но х/б подходят больше других, потому что они прекрасно стираются и долговечнее других.
  • Для шитья подходят и тонкие и плотные, и даже бархатные ткани различной техники окраса.
  • Синтетические ткани плохо держат складки.
  • Ткани, которые быстро протираются и тянутся, не следует соединять с х/б тканями.
  • Замечено, что ткани с красным и фиолетовым окрасом линяют чаще всех остальных цветов.
  • При стирке следует обрезать кромку ткани во избежание искажения материала.
  • В изделиях, которые не будут носиться и часто стираться, допускается сшивание лоскутов разного качества.

Принцип сборки полотна из квадратов (см. в Приложении 6)

Выбрать первое направление сборки – горизонтальное (квадраты составляются в ряд) или вертикальное (квадраты составляются в столбик). Сложить первые два квадрата ряда/столбика лицом к лицу и стачать их точно по линии шва. Припуски заутюжить на более темную сторону.

Второе направление сборки – сложить первый и второй ряд/столбик лицом к лицу и скрепить их булавками. Булавки вкалывать перпендикулярно линии шва второго направления. Чтобы исправить погрешности сборки первого направления, немного подтянуть или припосадить ткань квадратов и зафиксировать булавками.

Чтобы избежать деформации швов по косой, важно вырезать из тканей 2-х цветов квадраты, равные по величине двум шаблонам треугольника, сложенным вместе по гипотенузе. Сложить два квадрата лицом к лицу и сострочить от диагонали на величину припуска. Затем повернуть на 180˚ и опять сострочить от диагонали на величину припуска. Разрезать заготовку точно по диагонали.

Панно из лоскутков ткани. Техника «Безумного лоскутка» или «Крези» (см. в Приложении 7)

Материал.

Лоскуты х/б и шелковых тканей с разными рисунками, лоскуты шелковой ткани на полоски, Ткань на изнаночную сторону панно.

Выполнение работы.

Блоки в этой технике выполняются на вспомогательной ткани. Работать со вспомогательной тканью гораздо легче, так как отдельные детали не тянутся и не перекашиваются, не надо следить за направлением нитей ткани. Можно использовать старые простыни. Выкроите из такой ткани 6 квадратов по 14х14см и нашейте на них лоскутки разных тканей. Сделать это можно двумя способами. В первом случае на край подготовленного квадрата наложите лоскуток ткани так, как показано на рисунке в приложении. Второй кусочек ткани наложите на первый, лицевой стороной вниз и совместите их края. Сколите их друг с другом и со вспомогательной тканью и прострочите вдоль срезов. Концы нитей вытяните на изнаночную сторону. Пристроченный лоскуток отверните, прогладьте шов и отрежьте край лоскутка, выступающий за границу квадрата. Приложите третий кусочек ткани к общему краю первых двух. Приколите и пристрочите, как в предыдущем случае. Продолжите работу в том же порядке, последовательно друг за другом, нашивая лоскутки, пока не закроется весь квадрат. Получившийся блок тщательно выровняйте по краям и прометайте по периметру, отступив от края на 4-5мм.

Во втором случае лоскуток можно положить не на край квадрата, а поместить его ближе к середине. Тогда второй, третий и последующие лоскутки нашивайте, двигаясь против часовой стрелки, до полного заполнения квадрата. В результате получится рисунок, напоминающий спираль, собранную из лоскутков неправильной формы. (см. в Приложении 7)

Выполненные блоки собрать в две полосы вертикально по три штуки в каждой, отделяя их между собой полосками другого цвета. Две готовые полосы проутюжить и соединить между собой вертикально полосой по центру. Проутюжить швы. Полученный прямоугольник обработать полосками одного цвета по малым и большим сторонам. Проутюжить. По готовому прямоугольному полотну выкроить подкладочную сторону из ткани другого цвета. Сложить готовые полотна лицевыми сторонами внутрь и прострочить по периметру на машинке, предварительно сметав. На одной из сторон оставить отверстие 10см. Вывернуть через это отверстие панно. Выметать край готового полотна, проутюжить, зашить открытый срез потайным швом. Сметки убрать. Готовое панно прикрепить декоративными кнопками к деревянной рейке. На рейку привязать тесьму и повесить панно на стену.

Лоскуты и бесконечность

В многоцветном калейдоскопе лоскутных орнаментов встречаются не только геометрические или растительные мотивы, вписанные в квадрат или прямоугольник, но и бесконечные, т.е. имеющие продолжение до тех пор. Пока вы сами не остановитесь. Один из этих мотивов называется «колодец». Этот мотив можно использовать для аппликации на одежду. Можно сделать из этого мотива панно, одеяло, коврики на стулья, прихватки.

Для мотива понадобятся разноцветные лоскутки: светлые и темные. Например, в одну сторону отложить темные, а в другую желтые, оранжевые, голубые светлые полоски. При сборке нашиваются две полоски из светлой ткани, и две из темной. Нужно постараться сочетать величину рисунка и расцветку так, чтобы светлые с крупными цветами лоскуты были ближе к центру, а наиболее темные, с мелким рисунком – ближе к краю. (см. схему в Приложении 8)

Обучая детей лоскутному шитью мы видим, что увлечение этим видом рукоделия дает большой шанс стать мастером в избранной области. Занятие этим видом рукоделия начинается всегда с несложного выполнения маленького мотива. Не следует браться сразу за сложное соединение геометрических фигур в большое полотно. Не имея опыта очень легко можно испортить работу.

В жизни практические навыки по шитью, не обязательно одежды, пригодятся каждому.

Занимаясь лоскутным шитьем, мы воспитываем в себе уважение к народному творчеству, вырабатываем художественный вкус, бережливость, аккуратность, а также стимулируем желание выполнить самостоятельную творческую работу.

Совсем не обязательно выполнять изделия из ткани такого же цвета, что указан в инструкциях журналов по выполнению изделий. Главное научиться подбирать цветовую гамму лоскутков и изучить технологию изготовления изделий в различных техниках лоскутного шитья.

Список использованной литературы:

  1. Курс кройки и шитья. Урок 3. Школа ЕШКО. Выбор цвета.
  2. Аппликация – лоскутное шитье. Т.Б Чижик, М.В Чижик Ростов- на- Дону «Феникс 2006».
  3. Журназ «Ксюша» №5 2004. История пэчворка. Принцип сборки полотна из квадратов.
  4. Журнал «Лена рукоделие» №6. 2002. Лоскутный рай в Барселоне. В. Щербакова.
  5. Журнал «Лена рукоделие» №3. 2006. Пэчворк «Безумный лоскуток».
  6. Журнал «Лена рукоделие» №8. 2002 Лоскутный десант в Штутгарте. Ю. Иванова.
  7. Журнал «Лена рукоделие» №5. 2003. Пэчворк «семейство курочек».
  8. Жернал «Сделай сам». «Нынче в моде русский стиль». Т.А Широкова.
  9. Журнал «Золушка» Пэчворк.
  10. Е.Е. Амосова. Ремесла предков вчера и сегодня.
  11. Р. И. Егорова, В.П. Монастырская «Учись шить» «Цветовые сочетания» Москва «Просвещение» 1987.
  12. С.И. Петрова. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков.
  13. В.Д. Симоненко. Технология. Издательский центр «Вентана – Граф».

Приложение 9 (Наши работы)


Copyright MyCorp © 2024